Аюрведа: цели жизни и здоровье
Этой статьёй мы продолжаем цикл публикаций под общим названием «Очерки об Аюрведе». В этих текстах мы постараемся простым и доступным языком последовательно изложить основы этого древнего и вечно актуального знания о здоровой и счастливой жизни.
И сегодня мы поговорим о том, как Аюрведа трактует такое, казалось бы, привычное понятие, как «здоровье» и собственно для чего оно нужно человеку.
Как мы уже говорили ранее, Аюрведа – это древняя многовековая традиционная система оздоровления и часть ведической духовной традиции. Это совершенно рациональное и практичное знание, которое конкретизирует довольно абстрактные философские постулаты Вед в их медицинском аспекте. Это свод правил повседневной жизни, выполнение которых обеспечивает человеку здоровую и долгую жизнь.
В современном понимании, Аюрведу можно сравнить с инструкцией по эксплуатации человеческого тела (мануалом) для достижения максимального эффекта от этого сложнейшего био-роботизированного устройства. Ведь прежде чем сесть за руль современного автомобиля, мы изучали в автошколе его устройство и правила эксплуатации. Знание этих правил позволяет нам долго и безаварийно эксплуатировать автомобиль. Так же, и Аюрведа открывает нам секреты управления своим телом, правила бережной заботы о нём, методы профилактики и устранения поломок. И всё это ради достижения здоровья и долголетия.
Четыре цели человеческой жизни в Аюрведе
Здоровье и долголетие – сами по себе уже очень ценные призы, ради которых можно принять разумные ограничения, приложить серьёзные усилия и постараться выполнять предписания Аюрведы. Но это всего лишь третье и второе место, «бронза» и «серебро» для участников жизненного марафона. И, Аюрведа не была бы частью ведической духовной традиции, если бы не пошла дальше и не предложила своим последователям возможности обретения первого места и призов «золотого» достоинства.
И этим золотым призом – является реализация (достижение, исполнение) четырех главных целей человеческой жизни: Дхармы, Артхи, Камы и Мокши. То есть, здоровье и долголетие имеют ценность только, как необходимое условие, как способ реализации целей человеческой жизни. Мудрец Вабхата пишет в своём труде «Аштанга-хридайя-самхита»:
«Тому, в ком сильно желание обрести здоровье и долголетие, которые являются способом обретения Дхармы, Артхи, Камы и Мокши, следует с великим усердием выполнять наставления Аюрведы».
Наверное, не было, нет и не будет ни одного человека на Земле, который бы не задавался вопросом о смысле его жизни, о том, зачем он пришёл в этот мир, и что ему надлежит делать. Каждый человек осознанно или неосознанно ищет ответы на эти «вечные» вопросы.
И Аюрведа, как «знание о жизни», даёт человеку эту информацию. А дальше каждый человек должен «прочувствовать» эту информацию, конкретизировать и персонализировать её применительно к себе, к своей жизни. Должен произойти инсайт, озарение, глубокое осознание этой мудрости жизни. Мудрость отличается от информированности именно глубоким личностным осознанием, «проживанием» общей абстрактной информации. Именно этого я бы и хотел пожелать читателю этих строк.
Так что же это за четыре главные цели человеческой жизни? Прежде всего, следует сказать, что эти цели имеют определённую иерархию. Они как бы вырастают одна из другой, обуславливаются своей предшественницей, именно в такой последовательности: Дхарма, Артха, Кама и Мокша.
Дхарма – в переводе с санскрита означает «обязанности, обязательства», «добросовестное исполнение своих обязанностей, своих обязательств перед другими». Человек только рождается, а уже становится обязан своим появлением на свет – маме и папе, и всему своему роду. И дальше по мере взросления круг его обязанностей только расширяется – возникают обязательства перед воспитателями, учителями, коллегами и партнёрами по работе, супругой (супругом), детьми, животными, природой, страной, нацией, историей и так далее, можно продолжать до бесконечности.
Именно Дхарма – добросовестное исполнение взаимных обязательств – делает возможным существование отдельного человека, семьи, рода, нации, общества, человеческой цивилизации и всей экосферы на планете Земля.
Артха – означает накопление человеком материальных и нематериальных благ (ресурсов, ценностей, активов, богатства). В ходе добросовестного исполнения своих взаимных обязательств (Дхармы) все члены общества получают необходимые им для жизни ресурсы: еду, одежду, жильё, знания и навыки и многое другое.
Здесь речь идет именно о законном обретении ценностей в результате добросовестного исполнения своей Дхармы. Незаконные способы завладения материальными и нематериальными благами не являются Артхой (это грех, наказуемый обществом или судьбой – кармой).
Кама – означает удовлетворение человеком своих разнообразных желаний и наслаждений. Санскритское слово «кама» с «легкой руки» древнеиндийского учебника по любви «Кама-сутры» у многих ассоциируется только с сексуальным удовлетворением. Но его значение гораздо шире и означает удовлетворение любых желаний человека.
Накопление человеком материальных и нематериальных благ (Артха) создаёт предпосылку для удовлетворения его разнообразных желаний и наслаждений: удовлетворённость своей жизнью, наслаждение от вкусной еды, прекрасной музыки, общения, уверенность в завтрашнем дне, уважение других членов семьи и общества, заслуженный почёт и слава, творческая самореализация, сексуальное удовлетворение и многое другое.
Опять же речь идет о законных, разрешённых обществом путях удовлетворения желаний и наслаждений, без насилия, извращений и ущемления прав других существ.
Мокша – означает освобождение от привязанностей, осознание того, что жизнь есть нечто большее, чем исполнение своих обязанностей (Дхарма), накопление материальных и нематериальных благ (Артха) и удовлетворение своих желаний (Кама).
Реализация четвёртой цели возможна только после достижения первых трёх целей человеческой жизни: Дхармы, Артхи и Камы, после их последовательного и глубокого проживания. Это может показаться несколько парадоксальным, но это восхождение человека на качественно новый уровень сознания, просветление сознания, освобождение сознания от привязанностей и условностей. Это высшая цель человеческой жизни, достижение которой является золотым венцом жизни и влечет переход к истинному состоянию вне времени и пространства: «сат-чит-ананда». Где, «сат» - означает вечное бытие; «чит» - всезнание или всеведение; «ананда» - всё возрастающее блаженство.
Таким образом, четыре главные цели человеческой жизни представляют собой четыре последовательно возникающие задачи, каждая из которых вытекает из предшествующих:
- Дхарма – добросовестное исполнение своих обязанностей перед другими.
- Артха – накопление материальных и нематериальных благ (ресурсов, ценностей, активов).
- Кама – удовлетворение своих разнообразных желаний и наслаждении.
- Мокша – освобождение от привязанностей, просветление.
Эти цели как бы образуют «лестницу в небо», состоящую из четырёх ступеней, которые следует последовательно пройти. Это идеальный план, по которому человеку следует выстраивать свою жизнь. И в нем важен каждый этап, нельзя перешагнуть через какую-либо ступень или исключить одну из четырёх целей.
Есть люди, которые из ложного чувства чрезмерного служения и самопожертвования, сосредотачиваются только на реализации своих обязанностей перед другими (Дхарма), например – перед своими детьми. Но такой подход может привести человека только к глубокому разочарованию в идее своего служения, к рабской ограниченности своего существования, да и не принесёт пользы самому объекту служения.
Многие люди в наше время, поддавшись идеологии общества потребления, стремятся реализовать только вторую и третью цели – накопление богатств (Артха) и удовлетворение своих желаний (Кама). Но это невозможно без законного источника всех благ и удовольствий – исполнения своих обязанностей (Дхарма). И это бессмысленно без стремления к освобождению от привязанностей (Мокша), как говорят в народе «всех денег на тот свет с собой не заберёшь».
В тоже время история знает примеры, когда люди с детства попадали в монастыри и приобщались к «духовной» жизни, прячась за высокими стенами от реальной «земной» жизни. Результатом такого подхода являлась только формальная «святость». Для того что бы ракета взлетела в небо, необходимо сжечь «топливо» своих земных привязанностей, страхов и страстей.
В результате таких нарушений вся стройная конструкция целей человеческой жизни распадается, и «лестница» ведёт не в «небо», а к глубокому разочарованию, ощущению бессмысленности существования, многочисленным психологическим комплексам и болезням.
В древнем ведическом трактате «Чанакья-нити-дарпанам» по этому поводу сказано:
«Человек, который не достиг успеха в целях человеческой жизни - Дхарме, Артхи, Каме и Мокши, рождается на земле жизнь за жизнью, чтобы просто умереть».
Все эти главные цели человеческой жизни довольно непросты для реализации и требуют от человека отменного здоровья. Сложно добросовестно и полностью исполнять свои обязанности (Дхарма), если ты болен. Очень трудно накапливать необходимые для жизни материальные и нематериальные ресурсы (Артха) человеку со слабым здоровьем. И даже удовлетворение своих желаний (Кама) может быть затруднено болезненной слабостью.
Таким образом, аюрведические принципы восстановления, укрепления и сохранения здоровья не являются самоцелью, а являются необходимым условием для реализации целей человеческой жизни. Но верно и обратное - без стремления к реализации целей человеческой жизни невозможно сохранить здоровье. Это как две стороны одной монеты, они нераздельны и каждая дополняет другую.
Четыре уровня здоровья в Аюрведе
Вообще, понятие «здоровье» очень необычно. Необходимость и ценность здоровья абсолютно понятна и признается всеми безоговорочно. Но, при этом, если мы посмотрим пирамиду потребностей человека по Маслоу, то мы не увидим там здоровья. Это парадокс, который заключается в том, что мы начинаем ценить здоровье только когда его потеряем.
Если вы посмотрите в интернете значение слова «здоровье», то удивитесь обилию и разнообразию формулировок этого, казалось бы, понятного термина. Что бы показать этот разброс приведём несколько определений:
Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний и изменений.
Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой, способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.
Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальный ход биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.
Здоровье – это участие в социальной деятельности и общественно полезном труде, способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
И ещё интересно определение «практического» здоровья, принятое в советском здравоохранении, как состояние человека, позволяющее ему работать или вести какую-либо деятельность. При этом человек может иметь какое-либо хроническое заболевание (гипертония, диабет и др.), не препятствующее его деятельности.
И для контраста приведу определение здоровья, принятое в документах Всемирной организации здравоохранения ООН (ВОЗ ООН):
Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Самое интересное, что эта формулировка была принята ВОЗ под влиянием её экспертов по аюрведической медицине и в целом отражает представления Аюрведы о здоровье.
Аюрведа подходит к понятию здоровье со всей присущей ей фундаментальностью и выделяет следующие четыре уровня здоровья:
- 1-й уровень - Арогья - означает отсутствие физических страданий. Это базовый уровень здоровья, означающий отсутствие конкретных болезней. Большинство современных врачей и их пациентов только так и понимают здоровье.
- 2-й уровень - Сукхам - означает «мирское счастье» или счастье нахождения в социуме. Этот уровень подразумевает удовлетворение человека от своей профессиональной деятельности и от взаимоотношений с близкими; удовлетворённость своим социальным и материальным положением; умонастроение благодарности своей судьбе и окружающим за всё-всё-всё.
- 3-й уровень - Свастха - означает «укоренённость в себе самом», осознание своей духовной природы, осознание духовных ценностей и временности всего преходящего. Это психическое равновесие и эмоциональное спокойствие и в радостях, и в горестях.
- 4-й уровень - Ананда - означает постоянное ощущение радости, блаженства, безграничного счастья вне зависимости от внешних обстоятельств. Это очень высокий уровень душевного здоровья, и человек достигший его, как правило, не демонстрирует его напоказ.
Парадокс такого понимания здоровья заключается ещё и в том, что каждый последующий уровень превосходит предыдущий и может компенсировать его изъяны. Например:
- «Мирское счастье» (Сукхам) может компенсировать имеющиеся у человека физические болезни, придаёт ему силы и позволяет ему как бы подняться над этими заболеваниями.
- «Укоренённость в себе самом» (Свастха) может компенсировать проблемы профессиональной самореализации, взаимоотношений с близкими, материального положения и т.п.
- Состояние блаженства (Ананда) может компенсировать любые проблемы физического здоровья, проблемы отношений с окружающими, преодолеть любые беспокойства ума.
Это и есть механизм чудесных избавлений от смертельных заболеваний, которые периодически случаются в нашей жизни. И человек избавляется от неизлечимой болезни, удивляя опытных врачей доказательной медицины, убеждённых в необратимости паталогического процесса.
(продолжение следует)
Александр Семиряжко