+7 (906) 706-45-76

Пн-Пт: с 10:00 до 20:00

Сб-Вс: с 10:00 до 18:00

Аюрведа и тайны мироздания

18 марта 2020
Этой статьёй мы продолжаем цикл публикаций под общим названием «Очерки об Аюрведе». В этих текстах мы постараемся простым и доступным языком последовательно изложить основы этого древнего и вечно актуального знания о здоровой и счастливой жизни. 
И сегодня мы поговорим об очень сложной теме – о философских основах аюрведической медицины, о ведическом взгляде на происхождение и строение проявленного материального мира и сознания.
Как мы уже не раз говорили, отличительной особенностью Аюрведы является её холистический (целостный) подход к здоровью человека. Наш организм – не обособленный биологический объект, живущий сам по себе, а часть мироздания, неразрывно связанная с породившей его Вселенной. И наш «микрокосм» постоянно взаимодействует со своим прародителем – «макрокосмом»: между ними идёт постоянный обмен материей, энергией и информацией.
Здоровье человека – это результат нормального состояния организма и его гармоничного взаимодействия с окружающим миром. И задача поддержания здоровья требует от Аюрведы определённого понимания мироустройства.

 
Что вверху, то и внизу
 
Человек – это и продукт, и отражение, и составная часть (звено) всего мироздания. «То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху» - писал в Изумрудной скрижали древний мудрец Гермес Трисмегистр, воспроизводя один из ведических философских постулатов.
И как глаз не может разглядеть сам себя, так и человек не может понять устройство своего организма без помощи «зеркала» внешнего мира. Именно поэтому Аюрведа в познании человека опирается на ведическую философию в части концепции мироздания. 
Ведическая философия базируется на идее первичности сознания над материей (астика) и включает шесть основных направлений знания (даршаны):
•    Ньяя – учение о методологии получения знания, о логике, о формах и правилах мышления и ведения научных споров и дискуссий.
•    Вайшешика – ученье о разнообразии мира; о различиях объектов и явлений мира; об атомарном строении мира (ману); о мельчайших частицах, составляющих атом (параману).
•    Санкхья – учение о единстве мира, о сходстве объектов и явлений мира, об основах строения мироздания, о сознании (Пуруша) и материи (Пракрити).
•    Йога - учение о практическом использовании своего индивидуального сознания, метод управления психикой и физиологией человека, об освобождении сознания (просветлении).
•    Мимамса – учение о критическом анализе своих действий и поступков; об очищении своего разума через правильные действия, через исполнение своих обязанностей (Дхармы).
•    Веданта – вершина познания, осознание своего высшего опыта, слияние с Абсолютом.
Эти шесть направлений ведической философии являются лестницей эволюции нашего сознания через его последовательное расширение. Чем больше мы расширяем своё сознание, тем больше мы осознаём единство мира и свою «встроенность» в него, и тем более здоровыми мы становимся. И наоборот, чем ограниченнее и обособленнее наше сознание, тем больше мы болеем.

 
Теория творения мира

Эти крупицы знания стали доступны нам благодаря ведическим мудрецам, которые вознеслись по лестнице эволюции сознания, достигли просветления, и, так сказать, «подключились» к мировой информационной базе данных.
Нам же, дорогой читатель, с нашим пока ещё ограниченным сознанием, довольно сложно осознать все детали масштабной картины творения мира. Ведь обособленная часть целого не в состоянии познать всё целое. Поэтому довольствуемся пока несколько схематическим изложением, в надежде на скорое просветление.
Итак, в самом начале, на заре творения Вселенной существует источник всего сущего – Вселенское Сознание, которое проявляет себя последовательно в двух сущностях:
Пуруша – абсолютная реальность, чистое сознание, без каких-либо качеств, расположенное вне времени, пространства и причин (потому что, именно она порождает и время, и пространство, и является первопричиной всего сущего). В Абсолютной реальности содержится всё, это потенциальное творение в непроявленном виде. Пурушу невозможно познать обычным человеческим умом или точно описать словами.
Пракрити – относительная реальность, материальная природа, высшая творческая сила, источник всех форм, проявлений и качеств. Вся материя мира и всё его разнообразие изначально присутствует в Пракрити в виде трёх гун (свойств, качеств):
•    Саттва – сознание, информация, равновесие, сущность, благость.
•    
Раджас – движение, энергия, деятельность, динамика, страсть.
•    Тамас – материя, инерция, статика, бездействие, потенция, невежество.
Например, вы сейчас рассматриваете на экране монитора цветную картинку и видите тысячи самых разнообразных оттенков цветов. Но всё это цветное разнообразие технически представляет собой различные сочетания в каждой точке экрана всего только трёх цветов: красного, зелёного и синего (система цветопередачи RGB). 
Так и три гуны – Саттва, Раджас и Тамас – способны сформировать всё разнообразие материального мира. Но, для этого им нужна инициация. До её появления гуны «дремлют» как потенциальные, но пока не активные возможности.
Чистое сознание, Пуруша взаимодействует с материальной природой Пракрити и «оплодотворяет» её. И в лоне Пракрити рождается дитя – наша Вселенная, которая начинает проявляться и эволюционировать. Этот процесс сопровождается появлением первичного космического беззвучного крика новорожденной Вселенной – Аум (Ом). По аналогии, в христианстве: «в начале было слово».
Пракрити (материальная природа) эволюционирует. Первым появляется Махат – космический разум, сознание природы (Буддхи), посредством которого Пракрити начинает самоосозновать сама себя. Затем Махат принимает форму множества обособленных фрагментов сознания – Аханкара – эго, ощущение «я есть». И теперь единая цельная картина мира распадается на множество фрагментов. Но эта потеря целостности и единства порождает множественное разнообразие проявлений материального мира. 
То есть, вначале модница Пракрити (материальная природа) вертелась и рассматривала себя в одно большое ростовое зеркало (Махад), а затем она разбила зеркало на множество осколков (Аханкара) и увидела миллиарды своих отражений. Такой «плюрализм взглядов» позволяет ей глубже и полнее осознать свои потенциальные возможности и проявить их в творческом созидании нашего материального мира во всём его разнообразии.
Вот в этот момент, с появлением эго-фрагментов сознания (Аханкары), и происходит инициация, высвобождение, приведение в действие трёх гун – Саттвы, Раджаса и Тамаса.
Под воздействием Саттвы, Раджаса и Тамаса, Аханкара формирует всю органическую и неорганическую материю нашей Вселенной:
•    Пять первоэлементов (панчамахабхут): Эфир (Акаша), Воздух (Ваю), Огонь (Агни), Вода (Джалья), Земля (Притхви).
•    Тонкие элементы (чувства): звук, осязание, цвет, вкус, запах.
•    Ум (манас) – орган познания и действия.
•    Пять органов восприятия чувств (органы познания): уши (слух), кожа (осязание), глаза (зрение), язык (вкус), нос (обоняние).
•    Пять органов действия (двигательные органы): рот (речь), руки (удержание), ноги (передвижение), гениталии (воспроизводство), органы выделения (выделение).
 
 
То есть, всё разнообразие нашего материального мира: галактики, звёзды, планеты, океаны и континенты, растительный и животный мир, и сам человек – это есть космический танец гун – Саттвы, Раджаса и Тамаса. 
Этот танец порождает бесконечное множество сочетаний первоэлементов, которое мы наблюдаем при помощи наших органов чувств и ума (манаса). То есть, мы как бы смотрим на мир через пять иллюминаторов – первоэлементов и чувств, создавая его отражение в своём уме (манас).
И, конечно же, мы тоже принимаем деятельное участие в этом космическом танце при помощи наших органов действия.
Цикличность мироздания
Проницательный читатель уже, видимо, обратил внимание на некоторую цикличность представленного здесь процесса зарождения и эволюции Вселенной: 
•    Сначала, абстрактное, непроявленное и, не осознающее само себя, Сознание начинает материализоваться, распадаясь на миллиарды обособленных фрагментов. Происходит формирование проявленного материального мира в его бесконечном разнообразии форм.
•    Затем, начинается процесс самоосознания. Каждый фрагмент некогда единого Сознания начинает «всматриваться» в окружающий мир, и в другие такие же фрагменты. Начинается процесс взаимодействия разрозненных и обособленных фрагментов Сознания и их совместное влияние на окружающий материальный мир усиливается.
•    Обособленные фрагменты Сознания (а это каждый из нас) восходят по лестнице эволюции сознания (даршаны). С разной степенью успешности: кому-то это удаётся лучше, кому-то хуже. Некоторым удаётся преодолеть свою фрагментарную ограниченность и достичь просветления – «подключиться» к глобальному абстрактному Сознанию, восстановить своё единство с ним. Всё, цикл замкнулся.
Эта идея цикличности Сознания находит символическое отражение практически во всех мировых духовных традициях.
Так, в христианстве есть притча об изгнании человека из рая, отражающая вышеизложенную идею материализации Сознания, нисхождения его в материальный мир. И в тоже время, само слово «религия» состоит из двух частей: «ре» - назад, обратно; «лига» - единство. То есть, слово «религия» означает «назад к единству», восстановление единства и целостности Сознания.
Интересно, что слово «йога» имеет тот же смысл, что и слово «религия» - восстановление единства, обретение целостности.
Это же значение имеет и слово «исцеление» - восстановление здоровья через преодоление ограниченности своего сознания и соединение с целым.
 
(продолжение следует)
 
Александр Семиряжко
 
Есть вопросы?
Мы готовы на них ответить!