Аюрведа - первое знакомство
В прошлой публикации мы говорили о том, что заставляет нас обращаться к Аюрведе и чем Аюрведа не является. Сегодня же мы поговорим о том, чем она является, и что собственно такое - Аюрведа. Этой статьёй мы продолжаем цикл публикаций под общим названием «Очерки об Аюрведе». В этих текстах мы постараемся простым и доступным языком последовательно изложить основы этого древнего и вечно актуального знания о здоровой и счастливой жизни.
Аюрведа – древняя традиционная медицинская система, истоки которой теряются в глубине веков и выходят за рамки, обозреваемые современной исторической наукой. К традиционной медицине относится Аюрведа, традиционная китайская медицина (ТКМ) и традиционная тибетская медицина (ТТМ), то есть те медицинские системы, за которыми стоят многовековые традиции. Современную медицину иногда, особенно на бытовом уровне, в разговорном языке, так же называют «традиционной». Это не совсем корректно, так как принято считать, что история современной медицины, как науки насчитывает примерно 150 – 200 лет, что не позволяет относить её к традиционным медицинским системам.
«Аюрведа» – это санскритское слово. Санскрит – один из самых древних и загадочных языков. Само слово «санскрит» означает «совершенный», «обработанный», «язык богов». Человек думает на родном для него языке. И качество мышления во многом определяется языком, в который обличены его мысли. Санскрит делает мышление совершенным, придает ему невероятную ясность, креативность, глубину, скорость и другие качества. Неслучайно, наиболее сложные и эффективные компьютерные алгоритмы создаются именно на санскрите.
Санскрит очень ёмкий язык и слова на санскрите могут иметь до 32 значений в зависимости от контекста и, что самое удивительное - от глубины нашего понимания, от уровня нашего сознания! Это наглядно прослеживается на примере слова «аюрведа», происходящего из двух санскритских корней: «аюс» и «веда».
Начнем с более простого. Слово «веда» - означает в простом варианте: «знание», «свод принципов и правил», «совокупность структурированной информации». А в более сложном варианте – имеет примерно тоже значение, что и современное слово «наука». В этом смысле, «веда», как «наука» подразумевает следующие действия:
- наблюдение за жизнью, выявление закономерностей;
- формулирование концепций, описывающих выявленные закономерности;
- анализ сформулированных концепций;
- проверка сформулированных концепций на практике (эксперимент).
Интересно, что санскритский корень «веда» в этих же значениях проник и в русский язык, например: «природоведение», «материаловеденье», «почвоведенье» и т.д.
Ещё более разнообразный и глубокий смысл имеет санскритский корень «аюс». В самом простом варианте он имеет значение – «жизнь». В более сложных вариантах слово «аюс» отражает глубинные, по сути философские качества жизни:
- «То, что постоянно меняется», то есть жизнь динамична, она постоянно изменяется и адаптируется к внешним условиям существования.
- «То, что уходит», то есть жизнь в материальном теле преходяще, бренна, она неизбежно закончится, несмотря на любые наши усилия.
Но, это только некоторые буквальные значения санскритских корней «аюс» и «веда», а их соединение порождает собственно сам термин «аюрведа», который выходит за рамки значений составляющих его слов. Приведу некоторые из значений термина «аюрведа» в порядке их усложнения:
- Знание о жизни.
- Знание о здоровой, долгой и счастливой жизни.
- Руководство пользователя (мануал), инструкция по эксплуатации своего тела.
- Знание о том, что полезно и что вредно конкретному человеку в конкретных обстоятельствах.
- Протокол, который определяет, как прожить здоровую и долгую жизнь путем привлечения полезных воздействий и отклонения вредных влияний.
- Знание о единении: физического тела – ума (психики) – души.
- Знание о духовной природе человека, поддерживающей его физическое тело, и которая постоянна, вечна и мигрирует из одного тела в другое (трансмиграция души).
Возможно, сейчас и не всё понятно в этих определениях, дальше мы ещё будем говорить об этом в наших последующих публикациях.
И ещё хочу привести два классических определения Аюрведы из её первоисточников – священных писаний (шастр):
«Аюрведа – учение, в котором рассказывается о полезной и вредной, счастливой и несчастливой жизни, а также о том, что является благом или злом для неё» (Чарака-самхита).
«Аюрведа – это то, что с помощью наставлений о природе тела, сохранении молодости, вестниках заболеваний и т.д. наставляет в достижении здоровья и долголетия» (Аштанга-хридаям-самхита, комментарий Арунадатта).
Источники Аюрведы
Аюрведа – часть Вед, древнейшего на Земле свода обширных знаний, истоки которых теряются в глубине тысячелетий. Современная историческая наука датирует написание Вед периодом от 3,5 до 6 тысяч лет назад, что делает их одним из древнейших писаний Земли. Но это только период их существования в письменной форме. Считается, что до этого Веды существовали ещё более длительное время в устном изложении.
Веды можно сравнить с мировым информационным банком данных, в котором содержится исчерпывающая информация обо всём, что было, что есть, и что будет. Но эту информацию на санскрите сложно «распаковать» из её стихотворной и образной формы, и осознать, так как утрачены многие ключи к пониманию этого глобального знания.
Основу Вед составляют четыре самхиты – сборники мантр, гимнов, обращенных к пантеону богов: Риг-веда, Яджур-веда, Сама-веда, Атхарва-веда. Это самые древние ведические тексты.
Далее к ним примыкают сборники философских комментариев в прозе, так называемые: брахманы, араньяки и упанишады.
Далее следуют произведения ведической литературы: Махабхарата (включая Бхагават-гиту), Рамаяна, Пураны, Панчаратра. Эти произведения и сейчас входят в сокровищницу мировой литературы. В настоящее время принято считать эти произведения художественным вымыслом, но на самом деле это изложение исторических событий, имевших место на нашей планете и в нашей галактике в необозримом прошлом.
Аюрведические знания разнесены по всем четырем самхитам: Риг-веда, Яджур-веда, Сама-веда, Атхарва-веда (особенно много). Такой разброс затрудняет их восприятие и древние авторитетные мудрецы, знатоки Вед составили так называемые упаведы – вторичные Веды или околоведические тексты на конкретные темы: медицина (Аюрведа), архитектура (Стхапатья-веда), искусство и ремесла (Шилпа-веда), военная наука (Астра-шастра), боевые искусства (Дханур-веда), музыка и танцы (Гандхарва-веда) и другие дисциплины.
Наиболее известными и авторитетными медицинскими (аюрведическими) упаведами является, так называемая, большая триада сборников (самхит):
- «Чарака самхита» (терапия) – автор-составитель Чарака.
- «Сушрута самхита» (хирургия) – автор-составитель Сушрута.
- «Аштанга хридаям самхита» (медицина) – автор-составитель Вабхата.
Существует и, так называемая, малая триада произведений, посвященных более частным вопросам аюрведической медицины:
- «Мадхава нидана» (диагностика).
- «Сангдхара» (фармацевтика – наука о лекарствах).
- «Бхава пракаша» (фармакопея - стандарты приготовления лекарств).
Происхождение Вед и Аюрведы
У пытливого читателя может возникнуть законный вопрос – откуда же пришло к нам это удивительное Ведическое знание? На этот счет у специалистов нет единого мнения. Есть несколько гипотез происхождения Вед и соответственно – Аюрведы:
- Веды – это достояние богатейшей и древнейшей индийской культуры, и соответственно: Аюрведа – это индийская народная медицина.
- Веды – наследие предшествующей высокоразвитой цивилизации древних ариев, которая погибла вследствие глобальной космической катастрофы планетарного масштаба.
- Веды – это богооткровенное знание, переданное Всевышним человечеству через цепочку ученической преемственности (парампару): творцу нашей вселенной Брахме – просветленным мудрецам – их преданным последователям – и нам с вами, уважаемый читатель.
- Интеграция всех вышеизложенных гипотез. Именно этой гипотезы придерживаюсь я лично. Я не вижу никаких существенных противоречий между вышеизложенными гипотезами, если рассматривать их в определенной исторической последовательности и на длительном промежутке времени.
Рассмотрим эту последовательность. Всевышний (Господь Бог, Космический Разум, Абсолют) передал Ведическое знание по цепочке ученической преемственности (парампаре) творцу нашей вселенной Брахме, а он, в свою очередь – просветленным мудрецам высокоразвитой цивилизации древних ариев.
Страна древних ариев – Гиперборея или Арктида – располагалась на территории современного российского Заполярья. Было это приблизительно 30-35 тысячелетий назад. В то время земная ось имела меньший угол наклона к плоскости эклиптики и на территории современного Заполярья был очень теплый и комфортный климат. Об этом свидетельствую многочисленные находки окаменелостей тропических растений и животных.
Цивилизация древних ариев достигла невероятно высокого уровня развития. Гиперборейцы избегали технократического пути развития, они не развивали промышленность, не создавали сложных механизмов, машин, сооружений и т.п. Арии жили в гармонии с природой и собой, они познали законы эволюции сознания, были наделены глубоким интеллектом, необыкновенной памятью, невероятной интуицией, обладали многими экстрасенсорными способностями.
Такие необыкновенные способности позволяли ариям обходится без письменности. В ней просто не было надобности. Люди были способны мгновенно запоминать и осознавать многие терабайты информации. Именно поэтому изначально Веды существовали и передавались в устной традиции.
Это был мир гармонии и всеобщего счастья. Но, к сожалению, любая сказка имеет конец. Случилась глобальная космическая катастрофа – предположительно, произошло столкновение нашей планеты с крупным космическим телом (метеоритом или кометой). Это привело к изменению угла наклона оси планеты. Многие территории земли ушли под воду, отсюда и возникли легенды о всемирном потопе. Сместились климатические пояса планеты, началось резкое похолодание. Катастрофа и её последствия унесли большую часть населения Земли, погибли многие животные и растения, безвозвратно пострадали посевы и сады.
Выжившие в катастрофе арии начали мигрировать в южные, более теплые районы Земли и осели на полуострове Индостан, на территории современной Индии. Миграция проходила в очень тяжелых условиях и постепенно арии утратили своё возвышенное и гармоничное состояние и необычные ментальные и духовные способности. Это побудило их стать на путь технократического развития и изобретать различные технологические «костыли» для своих угасающих возможностей. Так появилась письменность в замену ухудшившейся памяти, и ведические знания были закреплены в письменных источниках, о которых мы говорили выше.
Постепенно древние арии ассимилировались с многочисленными древними племенами полуострова Индостан, которые впоследствии и составили многонациональное население современной Индии. Надо отдать должное коренным народам Индостана, которые поглотив древних ариев, смогли понять, перенять и сберечь до наших дней бесценные крупицы Ведического знания. По всей видимости, этому способствовали национальные черты индусов – здоровый консерватизм, подлинная толерантность и глубокое уважение к другим культурам. Так Индия стала главной хранительницей достижений предшествующей человеческой цивилизации – Ведического знания, и соответственно – Аюрведы.
Приведем кратко хронологию основных этапов развития Аюрведы уже на полуострове Индостан:
XIII - XI вв. до н.э. - ранневедический период. Эпоха Риг-веды. Упоминание об аюрведических целителях Ашвинах. Концепция трех дош: Вата, Питта, Капха. Разработка металлических имплантов. Легенда об омоложении мудреца Чьявана – составителя рецептуры Чаванпраша.
X - VI вв. до н.э. - поздневедический период. Эпоха Сама-веды, Яджур-веды, Атхарва-веды. Описание строения человека, рецептур лекарств и методик терапии.
V в. до н.э. - IX в. до н.э. - период расцвета Аюрведы. Эпоха буддизма. Развитие народного «здравия» в Индии: организация множества больниц, аптек, плантаций лекарственных трав. Распространение аюрведы в Грецию, Китай, Тибет, средний Восток.
X - XII вв. н.э. - период упадка Аюрведы. Эпоха мусульманских захватов Индии. Возникновение медицины Унани, как интеграции греческой медицины и Аюрведы.
XIII - XVIII вв. н.э. - новый расцвет Аюрведы. Собирание аюрведических знаний: пульсовая диагностика, словари лекарственных растений.
XIX в. - первая половина XX в. - период нового времени. Эпоха британского владычества. Переводы аюрведических трактатов на европейские языки. Заимствование методик пластической хирургии из аюрведических источников (ринопластика).
Вторая половина XX в. - начало XXI в. - современный период. Новый период расцвета Аюрведы. Распространение аюрведических знаний по всему миру. Научные исследования аюрведических методик протоколами современной доказательной медицины.
И ты, уважаемый читатель, читая эти строки, изучая принципы Аюрведы, внедряя их в свою повседневную жизнь вносишь свой посильный вклад в исторический расцвет Аюрведы, становишься ещё одним звеном в цепочке ученической преемственности (парампаре), а самое главное – делаешь свою жизнь осмысленной, здоровой и счастливой!
(продолжение следует)
Александр Семиряжко
Февраль 2020 г.