Аюрведа и современная медицина

10 февраля 2020

В прошлой публикации мы говорили о значении термина Аюрведа, о происхождении и истории этой древней «науки жизни». Сегодня же речь пойдет об отличиях Аюрведы и современной медицины.

Этой статьёй мы продолжаем цикл публикаций под общим названием «Очерки об Аюрведе». В этих текстах мы постараемся простым и доступным языком последовательно изложить основы этого древнего и вечно актуального знания о здоровой и счастливой жизни.

В наше время каждый человек имеет более или менее определенное представление о современной медицине. В школе мы изучали биологию, основы анатомии и физиологии и тому подобные «медицинские» дисциплины. Многие наши читатели непосредственно сталкивались с современной медициной, к сожалению, в качестве пациента или родственника пациента. И значительно хуже наши современники знакомы с древней Аюрведой. Чтобы восполнить этот пробел рассмотрим отличие «мало знакомой» Аюрведы от «хорошо знакомой» современной медицины.

1. Холистический (целостный) подход к здоровью человека.

Аюрведа, как часть Ведической духовной традиции, исповедует холистический (целостный) подход к здоровью человека. Это находит проявление в следующих принципиальных моментах:

  • Глубокий философский подход к здоровью человека с учётом, как материального, так и духовного аспекта бытия.
  • Целостность человека и окружающего мира: жизненно важное взаимное влияние и постоянный обмен энергией, материей и информацией между организмом человека (микрокосмом) и внешней средой (макрокосмом).
  • Целостность человека, как единого биологического объекта: тесная неразрывная взаимосвязь клеток, тканей, органов и функциональных систем.
  • Целостность человека, как единого психосоматического объекта: взаимное влияние сознания, эмоций и физиологии.

Современная медицина, как синтетическая система теоретических и практических мер по диагностике, лечению, сохранению и укреплению здоровья сосредоточила своё внимание на естественнонаучном представлении о человеке, как о биологическом объекте.

Современная медицина сфокусировала свои усилия на доскональном изучении и работе с физическим телом человека. И такая концентрация внимания на анатомии, физиологии и биохимии позволяет современной медицине достаточно эффективно устранять симптомы острых заболеваний, действовать в ситуациях смертельных опасностей для жизни человека (травмы, ожоги, ранения, отравления, остановка дыхания, остановка сердца и т.п.).

Аюрведа, как холистическая (целостная) наука, охватывает своим вниманием всего человека в его физическом и метафизическом аспектах, как «микрокосм», отражающий всю окружающую вселенную – «макрокосм», в виде семи тел: физическое (анатомия и физиология), эфирное (энергия), астральное (чувства), ментальное (мысли), каузальное (карма), буддхиальное (душа), атманическое (дух).

Таким образом, Аюрведа и современная медицина – это географическая карта и топографический план, отображающие один и тот же объект в разных масштабах. Аюрведа рассматривает человека в мелком масштабе географической карты менее подробно и не во всех анатомических деталях, но во всех его взаимосвязях с окружающим миром. А современная медицина рассматривает человека в крупном масштабе топографического плана очень подробно и со всеми анатомическими и биохимическими деталями, но не показывает его взаимосвязь с окружающим миром.

2. Принципиальная разница в методических подходах к здоровью человека.

Есть принципиальная разница в методических подходах к здоровью человека между Аюрведой и современной медициной.

Проиллюстрируем эту разницу на примере балетной постановки «Лебединое озеро». Для того, чтобы театр мог постоянно демонстрировать в своем репертуаре эту постановку необходимо наличие двух составляющих:

  • Замысел балета «Лебединое озеро», закрепленный в либретто, партитуре и хореографии.
  • Люди-исполнители балета: режиссер-постановщик, музыканты и балерины.

Балет «Лебединое озеро» существует в неизменном виде (либретто, партитура и хореография) с 1877 года. За это время сменилось несколько поколений исполнителей: режиссеров-постановщиков, музыкантов и балерин.

Проведём аналогию:

  • Постоянная демонстрация балета – это гомеостаз или поддержание динамического постоянства внутренней среды организма (что и есть, собственно, здоровье).
  • Замысел балета «Лебединое озеро», закрепленный в либретто, партитуре и хореографии – это принципы (законы) по которым происходит круговорот молекул веществ в процессе гомеостаза.
  • Люди-исполнители балета: режиссер-постановщик, музыканты и балерины – это сами молекулы, участвующие в постоянном круговороте веществ в процессе гомеостаза.

Аюрведа сосредоточена на неизменных принципах гомеостаза и законах круговорота молекул веществ в организме человека. А современная медицина изучает постоянно изменяющийся в процессе гомеостаза молекулярный состав.

Исполнители балета могут постоянно меняться, но сама постановка балета остается неизменной. То есть, Аюрведа сосредоточена на фундаментальных, глубинных, сущностных, первичных аспектах здоровья. А современная медицина достигает высот в познании не менее важных, но вторичных, производных, симптоматических аспектов здоровья.

3. Индивидуальный подход к пациенту, учитывающий его конституциональные особенности.

Аюрведа изучает общие принципы строения человека (метафизическая анатомия), законы нормального функционирования организма человека (нормальная физиология), механизмы развития болезни (патогенез), методы поддержания здоровья, и прочие дисциплины, общие для всех людей.

Но, вместе с тем, Аюрведа провозглашает неповторимость каждого отдельно взятого человека, признает наличие у него индивидуальных психо-физиологических особенностей: генетика, внешность, особенности строения тела и органов, особенности метаболизма, иммунитет, сила, выносливость, темперамент, эмоциональность, стереотипы мышления и многое другое. Все эти индивидуальные психо-физиологические особенности описываются аюрведической конституцией человека (Пракрити), текущим соотношением дош (Викрити) и его ментальной конституцией (манаса-доши).

Таким образом, Аюрведа реализует свои общие принципы с учетом индивидуальных психо-физиологических особенностей пациента в конкретных внешних обстоятельствах: место пребывания пациента и текущее время (сезон года, возрастной период жизни пациента и т.п.).

Индивидуальный подход Аюрведы реализуется во всех направлениях её деятельности: диагностике, профилактике и лечении заболеваний. Приведём пример: современная медицина и западная фитотерапия в лечении сердечной недостаточности широко применяет настойку боярышника. Аюрведа в этой ситуации действует более избирательно: учитывается не только диагноз, но и индивидуальные психо-физиологические особенности пациента, которые описываются его аюрведической конституцией. Так, боярышник может использоваться в лечении сердечной недостаточности у людей с доминирующими Вата- и Питта- дошами. Но, боярышник не будет применяться у пациента Питта-типа, так как наряду с пользой для сердца, это растение будет оказывать негативное влияние на другие органы и системы человека с доминирующей Питта-дошей.

Справедливости ради, надо сказать что в последнее время современная медицина также провозгласила курс на персонифицированный подход в лечении пациентов. Но ей ещё многое предстоит сделать в этом вопросе, чтобы преобразовать модные лозунги в конкретные методики.

4. Приоритет профилактики над лечением.

Подтверждением этого принципа является результат большого исследования, проведенного в 90-е годы Всемирной Организации Здравоохранения при Организации Объединенных Наций. Эксперты ВОЗ ООН выявили основные факторы, определяющие здоровье человека:

  • Состояние системы здравоохранения: 7-8%.
  • Экологическая обстановка: 20%.
  • Наследственность человека: 20%.
  • Образ жизни человека: 52-53%.

Поразмышляем над этими данными.

Можно сменить здравоохранение, уехать наблюдаться в лучшие клиники мира, например: Европы или Израиля. Но это требует немалых денег и времени. И это всего на 7-8% может улучшить наше здоровье.

Теоретически можно сменить своё место жительства на более благоприятное в экологическом отношении. И это происходит в наше время - ширится движение экопоселений, но его никак нельзя назвать массовым. И тому много причин: трудности смены работы, проблемы обучения детей вдали от городов, необходимость заботится об престарелых родственниках, которые не хотят покидать насиженные места и т.п.

Наследственность человека – неизменная генетическая константа, находящаяся вне нашей воли.

Как видим, наибольшее влияние на здоровье человека оказывает его образ жизни: распорядок дня, правила и рацион питания, уровень физической активности и т.п. Кроме того, именно образ жизни в большей степени определяется самим человеком, находится в его власти.

Именно здоровый образ жизни является эффективной и недорогой профилактикой возникновения и развития заболеваний. Болезнь легче предупредить, чем вылечить. Этот признаётся всеми медицинскими системами: современной медициной, традиционной китайской медициной, традиционной тибетской медициной и другими.

Но, именно в Аюрведе принцип профилактики заболеваний посредством здорового образа жизни получил наивысшее развитие, сохранился до наших дней и всегда присутствует в рекомендациях специалиста.

5. Диагностика заболеваний на ранних (доклинических) стадиях.

Успех лечения во многом зависит от правильной постановки диагноза. Как здесь не вспомнить анекдот про медицинский конгресс:

Американец сокрушается: - Вот беда! Лечим больных от сердца, а они умирают от печени...

Француз поддакивает: - А мы от печени лечим - от сердца мрут.

Русский с достоинством: - У нас все в порядке. От чего лечим, от того и умирают!

На самом деле, современная медицина прошла большой путь в деле совершенствования диагностики заболеваний: от деревянной слуховой трубочки - стетоскопа до современных УЗИ, МРТ, КТ и других высокотехнологичных методов диагностики. Всё это помогает современному врачу установить точный диагноз и назначить адекватное лечение.

Аюрведа тысячи лет оттачивала свои специфические методы обследования пациента:

  • Опрос пациента. При этом, кроме анализа содержания ответов пациента, доктор оценивает его манеру разговора, мелодичность голоса и т.п.
  • Осмотр пациента: телосложение; походка; цвет и структура волос, кожи, глаз, губ; запах тела и т.п.
  • Большой объем информации дает пульсовая диагностика, диагностика по языку (лингводиагностика), диагностика по ногтям, диагностика по глазам.

Эти методы аюрведической диагностики только на первый взгляд кажутся простыми. На самом деле, они требуют от специалиста длительного обучения и постоянной тренировки.

Методы аюрведической диагностики позволяют обнаружить первые признаки нарушений и определить начало развития патологического процесса на доклинической стадии, задолго до того, как проявятся симптомы болезни, и человек с точки зрения современной медицины ещё считается здоровым. Это даёт возможность устранить выявленные отклонения простыми профилактическими мерами.

Методы аюрведической диагностики позволяют определить «тонкие» энергетические причины уже проявившихся на физическом уровне заболеваний. Это даёт возможность устранить именно причины болезни, а не только её последствия в виде симптомов.

Вместе с тем, в наши дни и аюрведические специалисты могут применять современные достижения научно-технического прогресса. Так, ваш покорный слуга активно применяет в своей консультативной практике компьютерную пульсовую диагностику на аппаратно-программном комплексе «ВедаПульс Professional», которая существенно расширяет возможности классической диагностики.

6. Натуропатические методы оздоровления

Аюрведическая медицина считает человека неразрывной частью («микрокосмом») единого и неделимого внешнего мира сознания и материи («макрокосма»). И это единство заключается в постоянном взаимодействии и обмене материей, энергией и информацией между человеком и окружающим миром.

И болезнь, по большому счету, это есть нарушение этого взаимодействия, обмена и взаимоотношений с другими частями вселенной. А лечение – это восстановление этого единства прежде всего через контакт человека с естественными, природными, натуральными факторами окружающего мира: солнце и звезды, воздух и ароматы, вода и пища, растения и минералы и многое другое. 

Как утверждает Аюрведа, всё в этом мире есть лекарство, если его правильно применять: к конкретному человеку, в конкретных обстоятельствах, в конкретный период времени. Но, верно и обратное: всё в этом мире является ядом, если его применять неправильно.

Таким образом, в Аюрведе для сохранения, восстановления и укрепления здоровья принято применять естественные натуропатические методы оздоровления:

  • Духовная практика: молитвы, мантры, посещение храмов и святых мест, медитации и т.п.
  • Здоровый образ жизни: режим жизни (распорядок дня в соответствии с природными биоритмами, правила и рацион питания, физическая активность, сон и т.п.)
  • Фитотерапия лекарственными травами и минералами.
  • Ароматерапия эфирными маслами и благовониями.
  • Домашние оздоровительные процедуры.
  • Профессиональные оздоровительные процедуры.
  • Занятия йогой и пранаямой (дыхательные упражнения).

* * *

Таким образом, у современной медицины и Аюрведы – есть сходства. Общим объектом внимания обеих медицинских систем является - человек. Их общей задачей является достижение здоровья человека, его физического, психического и душевного благополучия.

В тоже время, у современной медицины и Аюрведы – есть и отличия. В основном их можно свести к следующему:

  • Современная медицина сосредоточила своё основное внимание и усилия на физических аспектах здоровья человека.
  • Аюрведа рассматривает человека во всей его сложной многомерности, как обособившуюся часть («микрокосм») бесконечного мира сознания и материи («макрокосма»).

Сходства и отличия современной медицины и Аюрведы позволяют нам не противопоставлять их друг другу, и не считать их альтернативными, взаимоисключающими дисциплинами, а признать их комплементарными, взаимодополняющими медицинскими системами.

 (продолжение следует)

Александр Семиряжко

Перейти на мобильную версию сайта
Да, перейти Остаться на основной версии