Механизм развития болезни – взгляд Аюрведы
Дислокация болезни и здоровья
Для того, чтобы победить врага, надо знать: его численность, дислокацию, вооружение, его стратегию и тактические приёмы. Всё это справедливо и в противостоянии человеческого организма и болезней.
Наш организм – это крепость в осаде болезней. В начале противник засылает на нашу территорию своих законспирированных шпионов. Затем в дело вступает войсковая разведка, которая в мелких стычках с нашим иммунитетом выясняет его слабые места. И только потом на прорыв идут главные силы противника – воспаление, аллергические реакции, аутоиммунные заболевания, новообразования и т.п.
Наша задача выявить и ликвидировать всех шпионов противника, затруднить действия его разведки, укрепить свои слабые места, понять направление главного удара противника, сосредоточить на нем наши резервы и отстоять свою крепость – защитить свой организм от болезни.
Один раз в десять лет Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) пересматривает свой нормативный документ – Международную классификацию болезней (МКБ). В настоящее время официально действует Международная классификация болезней Десятого пересмотра (МКБ-10, англ. ICD-10). И она описывает огромную «армию» противника - примерно 55 000 наименований болезней.
Но нас не напугает огромная численность «противостоящей армии». Все эти разные, и похожие, и очень непохожие болезни имеют общий метафизический корень. Рассмотрим его с точки зрения Аюрведы.
Корень болезни
Как нам уже известно, Аюрведа выходит за рамки физического тела и рассматривает строение человека более целостно, как проявление в материальном физическом мире чего-то над-материального, метафизического – чего-то Высшего (Бога, Абсолюта, Космического разума и т.п.).
То есть, Душа человека – частичка некого глобального космического Сознания – обосабливается, индивидуализируется и вселяется в материальный мир. Отсюда и название нашего материального мира – Вселенная, от слова «вселяться».
Отсюда и - идея «грехопадения» человека, принятая в большинстве мировых религий. Например, библейский сюжет об изгнании из рая Адама и Евы, прародителей всего человечества.
Это событие носит непостижимый, сакральный характер, о котором очень трудно судить нашим ограниченным сознанием. Если бы мы понимали это «происшествие», то навряд ли бы оно случилось.
На этом этапе наша Душа – частичка Всевышнего (Бога, Абсолюта, Космического разума и т.п.) желает стать, собственно, самим Творцом, отделиться от него и стать им самим, но самостоятельно, а не как часть его.
Давайте поразмышляем как мы живём. Всю жизнь, с раннего детства и до глубокой старости, мы имитируем роль Творца – у нас возникают замыслы, и мы пытаемся их реализовать. В детстве - мы задумываем пирамидку из кубиков и выстраиваем её. Дальше, по мере взросления, наши замыслы усложняются, и мы ставим перед собой более сложные задачи и пытаемся их разрешить.
Именно «отпадение от Бога», понимаемое как обособление от Его Природы является основной причиной возникновения заболеваний. В Ведической духовной традиции это описывается, как «аханкара» или «ахамкара» - покрытие нашей Души непроницаемой оболочкой, отделяющей нас от Всевышнего (Бога, Абсолюта, Космического разума и т.п.).
Для того, чтобы жить в материальном мире Душа облачается в специальный скафандр – в физическое тело. Душа управляет этим скафандром при помощи специального «программного обеспечения» - системы «тонких» тел, о которых мы уже говорили в предыдущих статьях.
Наша Душа – наше настоящее Я, как частица «Бога» никогда не болеет. Но при вселении её в материальный мир, у неё появляется болезненный «нарост» - физическое тело, которое и становится ареной физических страданий.
Итак, болезни возникают, по сути, по факту нашего существования в физическом теле. И развиваются они по единой стратегии, которая и называется - механизм развития патологического процесса или патогенез. Рассмотрим эту стратегию с точки зрения Аюрведы.
Стратегия болезни
Сегодня речь пойдёт о стратегии противостоящего нам противника – о развитии патологического процесса, который проходит определённые стадии:
Аюрведа и Восточная медицина |
Современная доказательная медицина |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поговорим об этих стадиях развития болезни более подробно, как с точки зрения Аюрведы, так и с позиции современной доказательной медицины.
Ментальная стадия.
На этой стадии наш ум получает искажённую информацию об окружающей нас действительности, о нас самих, о нашем месте и о нашей роли в окружающем мире.
Природная ясность нашего сознания, которая на санскрите называется «Саттва» начинает затмеваться «Раджасом» и «Тамасом». Объясним эти понятия на следующих примерах:
- Саттва: Представьте себе, что вы читаете эти строки на мониторе своего компьютера. И между вами и монитором размещён аквариум с чистой и прозрачной водой. Вы чётко видите всё, что происходит на экране монитора, вы объективно оцениваете действительность. Это состояние ума и есть Саттва (благость, чистота, гармония).
- Раджас: Теперь представьте, что мы капнули в аквариум небольшое количество чернил. Вода в аквариуме стала менее прозрачной, и мы стали искажённо видеть картинку на нашем мониторе. Это состояние ума называется Раджас (страсть, активность).
- Тамас: А теперь представьте, что мы вылили в аквариум все чернила. Вода в аквариуме стала непроницаемой, и мы на мониторе наблюдаем только расплывчатые силуэты. Это состояние сознания называется Тамас (невежество, пассивность).
Таким образом, на ментальной стадии мы неверно представляем себе окружающий мир и своё место в нём - у нас возникают негативные мысли.
Эмоциональная стадия
Психика человека устроена таким образом, что наши негативные мысли порождают негативные эмоции: беспокойство, тревогу, стресс, алчность, вожделение и так можно продолжать до бесконечности.
То есть, патологический процесс переходит на третью - эмоциональную стадию. Так устроена психика человека: негативные мысли порождают негативные эмоции.
Прогрессивные врачи и психологи пытаются нащупать эту «зыбкую» стадию развития патологического процесса и называют это явление – «психосоматикой», то есть влиянием психики на физиологические процессы.
Нейроэндокринная стадия
Если мы не справляемся с болезней на первых двух стадиях, то она развивается и переходит на третью - Нейроэндокринную стадию. На этой стадии происходит нарушение нашей энергоинформационной системы:
- Возникают блокировки энергоинформационных центров (чакр).
- Нарушается циркуляция жизненной энергии: Праны в системе каналов Нади – в аюрведической традиции, или Ци в системе меридианов - в китайской традиционной медицине.
- Возникает нарушение в пропорции первоэлементов (Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля).
- Возникает дисбаланс Дош (Вата, Питта, Капха) – наших интегральных систем регуляции. Или в понимании современной доказательной медицины происходит сбой в нейроэндокринной регуляции.
С точки зрения Аюрведы, болезнь уже прошла три стадии своего развития.
Современная доказательная медицина рассматривает патологический процесс как состязание «болезни» и «здоровья». И «болезнь», и «здоровье» постоянно присутствуют в организме человека, они постоянно соревнуются – кто кого «перевесит».
Так вот, на первых трех «восточных» стадиях развития болезни «здоровье» побеждает. Оно перевешивает «болезнь». Клинических проявлений болезни (температура, насморк, отёки, боли, лихорадка и т.п.) – нет. Этот этап в доказательной медицине называется – стадия компенсации, то есть болезни вроде как и нет.
Токсическая стадия
Если мы не справляемся (или не обращаем внимание на это) с паталогическим процессом, то он переходит на следующий этап своего развития – на Токсическую стадию.
С точки зрения Аюрведы, дисбаланс Дош вызывает нарушение Агни, происходит нарушение обмена веществ. В результате – образуются продукты неполного метаболизма (Ама), которые начинают отравлять наши жидкие среды: кровь, лимфу, межклеточную жидкость.
С точки зрения современной доказательной медицины, равновесие «здоровье – болезнь» начинает нарушаться. «Болезнь» пытается перевесить «здоровье», наши «весы» колеблются – то одно возьмёт верх, то – другое.
Появляются первые клинические симптомы болезни (покраснения, температура, тошнота, различные боли и т.п.). Но они пока ещё носят быстро проходящий, временный (транзиторный) характер. Эта стадия в современной доказательной медицине называется – стадия субкомпенсации.
У нас у всех разная чувствительность, разный болевой порог. Большинство людей переносят токсическую стадию или стадию субкомпенсации на ногах. Но некоторые люди с низким болевым порогом, с высокой чувствительностью обращаются к врачу.
И какой-бы замечательный не был врач, но он работает в парадигме доказательной медицины. Он анализирует проявленные симптомы, сопоставляет их с описанием болезней в Международной классификации болезней, и формулирует диагноз.
Но на этой стадии субкомпенсации нет чёткой клинической картины, симптомы носят общий, «размытый» характер – «там кольнуло, там стрельнуло». Ама «гуляет» в жидких средах организма и локализации заболевания нет. Соответственно, нет чёткой клинической картины и нет диагноза в терминологии современной доказательной медицины.
Поэтому очень вероятно, что диагноз не будет поставлен и не будет адекватного лечения, и весьма возможно, что болезнь перейдёт на следующую - проявленную стадию.
Проявленная (симптоматическая) стадия
Ама (токсины, шлаки, соли и т.п. продукты неполного метаболизма) циркулируют в жидких средах нашего организма (кровь, лимфа, межклеточная жидкость), и постепенно накапливаются в ослабленных органах и тканях нашего тела, и вызывают интоксикацию нашего организма.
У нас у всех есть ослабленные от рождения органы и ткани. Это определяется нашей врождённой конституцией - Пракрити или генетикой, в современном понимании. Именно эти «области» накапливают Аму, и находят внешнее проявление.
В понимании современной доказательной медицины, этот этап называется стадия декомпенсации. Весы «здоровье – болезнь» поколебались и окончательно склонились в сторону болезни. Болезнь манифестирует – находит яркое внешнее проявление – появились чёткие симптомы в конкретных ослабленных органах.
Мы обращаемся к врачу и встречаем полное понимание. Теперь наши симптомы показывают чёткую клиническую картину и укладываются в «прокрустово ложе» диагноза из Международной классификации болезней.
Врач устанавливает соответствующий диагноз и назначает симптоматическое лечение. Но, патологический процесс уже «разогнался» и набрал силу. И, весьма вероятно, что принятых мер будет недостаточно, и патологический процесс может перейти на следующую – терминальную стадию.
Терминальная (необратимая) стадия
Эта стадия находит единое понимание и в Аюрведе, и в современной доказательной медицине. Патологический процесс достигает своего завершения – происходят органические нарушения в структуре клетки, тканей, органов и физиологических систем.
Как бы не было это прискорбно, но считается, что на этой стадии уже нельзя повернуть патологический процесс вспять. Физическое тело разрушается уже на материальном, физическом, органическом уровне.
Лечение на этой стадии носит в основном хирургический характер – удаление или, в лучшем случае, пересадка разрушенного органа. Речь уже не идёт об излечении, можно только сгладить, компенсировать разрушительные последствия болезни, несколько улучшить качество жизни. Но не более того.
Золотой и Железный век
В Сатья-югу – «золотой век» развития человеческой цивилизации люди были более гармонично развиты. И они обращались к аюрведическому целителю уже на первых стадиях развития болезни – при возникновении негативных мыслей и эмоций, и когда болезнь можно было легко остановить методами духовной практики: покаянием, молитвой, медитацией и т.п.
Но и в настоящее время, в Кали-югу – «железный век», аюрведическая диагностика (метод пяти зеркал) позволяет диагносцировать развитие патологического процесса уже на ранних стадиях болезни, как минимум, на третьей – нейроэндокринной стадии.
Своевременное обнаружение паталогического процесса на ранних стадиях позволяет:
- Обнаружить первые признаки нарушений и установить их первопричину задолго до того, как проявятся симптомы болезней, и выявленные отклонения ещё легко устранить профилактическими мерами (здоровым образом жизни, правильным питанием, режимом дня, фито- и арома- терапией и т.п.).
- Определить «тонкие» энергетические причины уже проявившихся на физическом уровне заболеваний с целью их последующего устранения.
Такой подход позволяет выявить и устранить причины болезни, а не только её последствия в виде внешних проявленных симптомов.
А. Семиряжко