Пракрити и Викрити

13 декабря 2020

В прошлых статьях мы начали разговор об основной концепции Аюрведы – о понятии «аюрведическая конституция человека». Сегодня мы углубим своё понимание этого концептуального термина, добавив его временную составляющую.

Этой статьёй мы продолжаем цикл публикаций под общим названием «Очерки об Аюрведе». В этих текстах мы постараемся простым и доступным языком последовательно изложить основы этого древнего и вечно актуального знания о здоровой и счастливой жизни.

Итак, мы уже знаем, что все разнообразные проявления этого материального мира (галактики и планеты, континенты и океаны, животные и растения, и, собственно, сам человек) состоят из пяти великих первоэлементов – панча-маха-бхут: Эфира, Воздуха, Огня, Воды и Земли.

Эти первоэлементы, группируясь попарно в живом организме, образуют, так называемые, доши:

  • Соединение Эфира и Воздуха образует Вата-дошу.
  • Соединение Огня и Воды образует Питта-дошу.
  • Соединение Воды и Земли образует Капха-дошу.

В современном рациональном понимании, доши – это интегральные системы регуляции, которые управляют всеми процессами в организме человека: они управляют психикой, физиологией и даже определяют внешность человека.

И как мы уже говорили ранее, все три доши обязательно присутствуют в каждой клеточке организма человека. Ведь для жизнедеятельности клетки, ткани, органа, системы и тела в целом необходимо сочетание трёх факторов:

  • Материальная структура (физическое проявление) – за это отвечает Капха-доша.
  • Трансформация (одних веществ в другие или метаболизм) – за это отвечает Питта-доша.
  • Движение (питательных субстратов, нервных импульсов и гормонов) – за это отвечает Вата-доша.

То есть, качественно – все три доши всегда присутствуют в теле человека, а вот их количественное соотношение может отличаться: какой-то доши будет больше (можно сказать, что она более активна), а какой-то доши будет меньше. Вот это количественное соотношение дош и называется аюрведической конституцией.

И в прошлой статье мы уже рассмотрели все возможные варианты комбинаций трех дош:

  • Одинарные или чистые конституции: Вата-тип, Питта-тип и Капха-тип.
  • Двойные или дуальные конституции: Вата-Питта-тип, Вата-Капха-тип, Питта-Вата-тип, Питта-Капха-тип, Капха-Вата-тип и Капха-Питта-тип.
  • Тройная конституция или тридоша: Вата-Питта-Капха-тип.

Но, количественное соотношение дош, и, соответственно, их возможные комбинации не является неизменным на протяжении всей жизни человека. На доши влияет огромное количество факторов: возраст, сезон, погода, питание, эмоции и многое другое.

То есть, на протяжении всей жизни человека, доши находятся в постоянном изменении. Именно эта динамичность дош и обеспечивает процесс постоянной адаптации (приспособления) организма человека к изменениям окружающей среды, что и обеспечивает жизнеспособность человека.

Маленькое отступление. Слово «доша» санскритского происхождения и по правилам, оно не склоняется. Но для нас это очень не привычно и затрудняет понимание текста. Поэтому здесь и далее я склоняю это слово.

Но вернёмся к дошам и конституции. Как же не потеряться в этом постоянном калейдоскопе смены дош? Принято выделять и фиксировать соотношение дош на два момента человеческой жизни: на момент зачатья человека и на текущий момент (момент проведения исследования).

  Пракрити

Соотношение дош, установившееся на момент зачатья человека называется Пракрити, что на санскрите означает «та, что была сотворена первой» или исходная, изначальная природа человека. В узком смысле именно Пракрити и называют аюрведической конституцией.

Понятие Пракрити имеет очень глубокое философское значение. Ведическая духовная мудрость говорит о самосознании человека следующее:

Я – не есть это тело, я – не есть эти мысли, я – не есть эти эмоции.

Я – Душа. Душа вечная, никогда не рождающаяся и никогда не умирающая.

Душа, которая путешествует из жизни в жизнь, меняя тела, как износившуюся одежду.

И у этого путешествия есть определённый смысл: Душа либо эволюционирует, поднимаясь к духовным высотам, либо деградирует, нисходя в духовную пропасть. Но, чтобы совершать это путешествие Душе нужно тело – биологический скафандр, который позволяет находиться и активно действовать в проявленном материальном мире.

В момент зачатья закладываются основные параметры – характеристики этого скафандра-тела. В современном понимании это можно назвать генетикой. Мама и папа зачинают нового человека и передают ему свои совокупные генетические признаки.

Вот только мама и папа не случайны. С ведической точки зрения, Душа тщательно выбирает своих будущих родителей, чтобы с их помощью получить тело, уход и воспитание, оптимальное для реализации очередного этапа своего путешествия.

И именно Пракрити – врождённое соотношение дош, установившееся на момент зачатья, фиксирует основные параметры будущего организма или, как бы мы сказали сейчас – генетику.

Причём наше Пракрити фиксирует именно оптимальные параметры, то есть оно содержит максимально отпущенное нам здоровье. Максимально хорошее здоровье, но не идеальное. Так как Пракрити может «содержать» в себе так называемые кармические заболевания, которые даны нам в «учебно-воспитательных» целях исходя из нашего кармического прошлого.

Таким образом, получается, что мы получаем своих родителей и генетику исходя из накопленного кармического опыта своих предыдущих жизненных воплощений. И именно наше Пракрити будет определять наш внешний вид, особенности нашей физиологии и психики, и как результат – наше здоровье.

Какие же типы исходной аюрведической конституции (Пракрити) будут обладать наибольшим здоровьем? Ответ на этот вопрос содержится в древних аюрведических первоисточниках, например, в знаменитой Аштанга-Хридая-Самхите приводится следующая градация:

  • Пракрити Вата-типа – слабое здоровье.
  • Пракрити Питта-типа – среднее здоровье.
  • Пракрити Капха-типа – лучшее здоровье.
  • Пракрити Вата-Питта-Капха-типа (тридоша) – наилучшее здоровье!
  • Пракрити дуальных типов – имеют недостатки.

Пракрити нельзя изменить, это генетическая константа. Но Пракрити задаёт определённый тренд в развитии организма и предрасположенность к тем или иным нарушениям, комплексам, заболеваниям. Поэтому зная Пракрити и корректируя свой образ жизни можно избежать крайних негативных проявлений возможного дисбаланса.

Например, обладатель слабой Вата-конституции будет предрасположен к возбуждению Вата-доши, к возникновению её дисбаланса и, соответственно, к развитию заболеваний нервной системы (бессонница, невроз, фобии и другие), опорно-двигательного аппарата (артрит, артроз и другие), мочевыделительной системы (цистит) и других болезний.

Но, человек может при помощи питания, режима жизни, фитотерапии и оздоровительных процедур сдерживать повышение Вата-доши, не допускать возникновение её дисбаланса и предупреждать развитие вышеперечисленных заболеваний.

Как показано в этом примере, именно ведущая доша в Пракрити имеет тенденцию к возбуждению и развитию дисбаланса. Именно это обстоятельство позволяет нам выявить «слабые места» своего организма и проводить те или иные профилактические мероприятия, предупреждающие развитие болезней.

Но это правило не является абсолютным. На практике, при наличии соответствующих сильнодействующих факторов (погода, питание, нагрузка и т.п.), любая из трёх дош может возбудиться и выйти из баланса. И тогда возникает Викрити.

 Викрити

Текущее соотношение дош, отличное от врождённого, называется Викрити. На санскрите слово Викрити означает «вторичная природа». То есть, Викрити – это нарушение Пракрити под воздействием внешних патогенных факторов: климата, погоды, неправильного питания, неправильного поведения и т.п.

Именно Викрити, как состояние дисбаланса одной или нескольких дош и есть причина наших психологических комплексов, неадекватного поведения и телесных болезней.

Вата, Питта и Капха- доши соотносятся между собой как сообщающиеся сосуды. Увеличение одной из дош вызывает уменьшение других дош и наоборот. Но, подвижность дош, их способность выходить из равновесия не одинакова.

Вата-доша, сформированная легкими и подвижными первоэлементами Воздух и Эфир, будет наиболее склонна к выходу из равновесия.

А вот Капха-доша, состоящая из тяжёлых и малоподвижных Воды и Огня, будет наиболее устойчива из всех трёх дош.

Питта-доша, состоящая из лёгкого и подвижного Огня и тяжёлой и малоподвижной Воды, будет обладать средней подвижностью.

Вот почему в Аюрведе считается, что примерно 70 процентов заболеваний вызваны дисбалансом Вата-доши, примерно 20 процентов заболеваний – дисбалансом Питта-доши и 10 процентов заболеваний – дисбалансом Капха-доши.

При этом, возникновению заболеваний, связанных с дисбалансом Питта и Капха – дош, всегда вначале предшествует дисбаланс Вата-доши. Так как только подвижная Вата-доша (точнее её первоэлемент Воздух, олицетворяющий принцип движения) может привести в движение и вывести из равновесия более тяжёлую и малоподвижную Питта-дошу, и тем более, - ещё более тяжёлую и малоподвижную Капха-дошу.

Именно эта логика (подвижности и тяжести первоэлементов, составляющих дошу) определяет градации здоровья типов врождённой конституции Пракрити, которую мы рассмотрели ранее.

То есть, тяжёлая и малоподвижная Капха-доша будет более устойчивой и стабильной. Несколько менее устойчивой будет Питта-доша. И совсем неустойчивой и нестабильной будет динамичная и подвижная Вата-доша.

Эта же логика, но применительно к текущей конституции Викрити, может характеризовать нам перспективы устранения того или иного дисбаланса.

Тяжёлая и малоподвижная Капха-доша будет устойчивой и стабильной, и будет долго сопротивляться деструктивному действию паталогических факторов. Но, будучи всё же выведенной из состояния равновесия, Капха создаст очень устойчивый дисбаланс. И потребуется гораздо больше усилий и времени, чтобы вернуть Капха-дошу в состояние равновесия.

Легкая и динамичная Вата-доша будет легко и быстро выходить из состояния равновесия. Для этого будет достаточно незначительных паталогических факторов. Но также легко и быстро можно будет устранить дисбаланс Вата-доши и вернуть её в состояние равновесия.

В этом смысле, Питта-доша будет занимать среднее положение: она более устойчивая и стабильная по сравнению с Вата-дошей, но менее устойчивая и стабильная по сравнению с Капха-дошей.

Если врождённую конституцию – Пракрити – мы можем понимать как генетику, то приобретённую конституцию – Викрити – можно рассматривать как эпигенетику. Или простыми словами. Пракрити (генетика) – это потенциальные возможности организма, заложенные при зачатье. Викрити (эпигенетика) – это реальные возможности организма, которые проявились в текущий момент времени, реализовав потенциальные возможности.

 Методы определения конституции

Существует несколько методов определения врождённой аюрведической конституции - Пракрити. К этим методам можно отнести:

  • Астрологический метод по натальной карте.
  • Нумерологический метод по дате рождения.
  • Хирологический метод по знакам на правой ладони у мужчин, и левой ладони у женщин.
  • По устойчивым признакам проявления дош (внешность, физиология, психика).
  • Пульсовая диагностика: пальпаторная (ручная) и инструментальная.

Существует несколько методов определения текущего соотношения дош – Викрити. К этим методам можно отнести:

  • Хирологический метод по знакам на левой ладони у мужчин, и правой ладони у женщин.
  • По текущим признакам проявления дош (внешность, физиология, психика).
  • Пульсовая диагностика: пальпаторная (ручная) и инструментальная.

Наиболее простым из вышеперечисленных методов является определение соотношения дош по признакам их проявления. Обычно этот метод реализован в виде, так называемых, доша-тестов. Например, вы можете попробовать пройти такие тесты по адресу: http://neo-ayurveda.ru/dosha-test

Надо отметить, что достоверность таких тестов не очень высока, так как зависит от объективности ответов испытуемого, от его искушения выдать желаемое за действительное. Причём, чём более сбалансированы доши (ближе к состоянию тридоша), тем сложнее человеку выбрать тот или иной вариант ответа в тесте.

Специалисты по Аюрведе тоже используют в своей практике метод определения соотношения дош по признакам их проявления. В профессиональном исполнении этот метод реализуется в виде поиска характерных проявлений дош путём опроса и осмотра пациента. В этом случае достоверность теста несколько выше, благодаря опыту и непредвзятости специалиста.

Прогностические методы определения Пракрити при помощи астрологии, нумерологии и хиромантии (пальмистрии) достаточно сложны и зачастую разные методики дают не совпадающие результаты по одному и тому же человеку.

Наиболее достоверным методом определения и Пракрити, и Викрити является профессиональная пульсовая диагностика. При этом пальпаторный (ручной) способ пульсовой диагностики представляет собой высокое искусство и требует длительного обучения у опытного наставника и постоянной практики.

В последнее время на волне научно-технического прогресса появляются различные аппаратно-программные комплексы пульсовой диагностики. Некоторые из них показывают очень неплохую достоверность диагностики состояния дош.

Но, наиболее правильным следует признать подход, когда специалист использует все (или большинство) вышеперечисленных методов. Такой интегральный подход позволяет получить наиболее достоверный результат определения Пракрити и Викрити.

  Как жить: Пракрити или Викрити?

В популярной литературе по Аюрведе можно встретить следующую красивую философскую теорию.

Пракрити – это моя исходная природа, это я настоящий, без всяких масок. Это жизненный урок, который мне надо пройти в текущем жизненном воплощении для достижения духовных высот. Это максимально отпущенное мне здоровье, удача и счастье.

Но, как бывало, в реальной жизни, мы сбегали с уроков в школе, например, чтобы сходить в кино или не получить двойку по контрольной. Так и здесь. Наше неправильное поведение (образ жизни) «ломает» нашу Пракрити и возникает Викрити.

И задача состоит в том, чтобы преодолеть свою Викрити и вернуться к своей истинной исходной природе – Пракрити. Тогда исчезнут все комплексы, пройдут все болезни и будет нам счастье.

Но действительность несколько сложнее даже таких красивых теорий.

Мы уже выяснили, что Пракрити – это отнюдь не идеальное здоровье, это некоторое динамическое равновесие с постоянным «креном» в сторону доминирующей доши. И тут, кому как повезёт с кармой: будут это частые болезни Вата-типа, или менее частые, но более сильные болезни Питта-типа, или редкие, но тяжёлые и продолжительные болезни Капха-типа. 

Кроме того, Пракрити, как наша изначальная природа, как наш фундамент, как наша генетика даже с возникновением Викрити никуда не девается и будет всю жизнь создавать нам предрасположенность к врожденным трендам («крен» в сторону доминирующей доши Пракрити).

Таким образом, Пракрити на всю жизнь сформирует некоторые наши предрасположенности и «слабые места», а Викрити реализует некоторые из этих трендов и будет впрямую вызывать то или иное заболевание или психический комплекс. Так режиссёр-постановщик, реализуя замысел автора-сценариста, зачастую может добавить что-то и своё в утверждённый сценарий.

Так как же нам обрести подлинное здоровье? Кого нам слушать: автора-сценариста или режиссёра-постановщика?

Ответ мы найдём в Аштанга-Хридая-Самхите, где говориться «болезнь есть неравновесие дош, здоровье – равновесие дош». То есть, и Пракрити, и Викрити ущербны, так как дисбаланс (неравенство) дош ведёт к болезни. Единственное гармоничное состояние (наилучшее здоровье) – это тридоша (примерное равенство или сбалансированность дош).

Общий алгоритм исцеления выглядит так. Необходимо успокаивать (снижать) доминирующие доши в Викрити в направлении к тридоша (равенству всех трёх дош). На этом пути мы и вернёмся к своему Пракрити. «Упрёмся» в своё Пракрити, которое будет серьёзным препятствием на пути дальнейшей гармонизации (уравнивания) дош. Но, дорогу осилит идущий.

(продолжение следует)

Есть вопросы?
Мы готовы на них ответить!