+7 (906) 706-45-76

Пн-Пт: с 10:00 до 20:00

Сб-Вс: с 10:00 до 18:00

Причины возникновения и развития болезней

05 августа 2022

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Горе от ума или все болезни – от нервов.

Итак, мы уже прошли большой путь в изучении основ аюрведической медицины. Аюрведа является составной частью Ведической духовной традиции, основным философским постулатом которой является следующее высказывание:

Я - не есть это тело. Я - не есть эти мысли. Я – не есть эти чувства. Я есть – Душа, которая никогда не рождалась, и никогда не умрет.

И вот эта Душа (частичка Сознания) изначально пребывает в духовном мире: в Эдеме, райском саду в стране вечного блаженства и наслаждения (христианская традиция) или находится «под сенью лотосных стоп Кришны» (индуизм).

Находясь в духовном мире, Душа представляет собой неразрывную частичку единого полотна Абсолютного Сознания и пребывает в состоянии Сат-Чит-Ананда, где:

  • Сат – вечное бытие, бессмертие.
  • Чит – безграничное сознание, понимание всего и вся.
  • Ананда – всё возрастающее блаженство.

Но счастье длилось не долго. Душа проникается «сепаратистскими» идеями отдельности себя и надевает «аханкару» - оболочку эго. А как ещё можно осознать себя? Для этого нужно обособиться, выделиться из монолитных рядов себе подобных.

Итак, плод с Дерева познания надкушен и Душа совершает «грехопадение» из духовного мира в нашу Вселенную (от слова «вселяться») и вселяется в физическое тело. И дальше начинается бесконечное путешествие Души из жизни в жизнь, где она меняет тела как износившуюся одежду.

И смысл этого долгого путешествия Души – восстановление связи с Абсолютным Сознанием, частью которого она всегда и являлась, но утратила понимание этого единства по причине своего эгоизма и дальнейшего отождествления себя со своим физическим телом.

Если же ещё принять во внимание личностный аспект Абсолютного Сознания – Господа Бога, то есть версия, что всё это происходит не без его активного участия. Господь Бог поощряет «сепаратистские» настроения у своих подданных и ведет большую космическую игру - Лилу. В ходе этой игры, Господь наслаждается видами своего творения с различных точек зрения многочисленных обособленных Душ и наблюдает захватывающий квест возвращения Душ домой.

Важно отметить, что Душа – в понимании обособленное Сознание – сильно меняется в процессе этого воплощения в физическое тело. Если в духовном мире Душа обладает безграничным сознанием («чит»), то обособившись и вселившись в физическое тело, Душа в значительной части утрачивает это свойство.

То есть, потенциально наша Душа, как часть Абсолютного Сознания, остаётся такой же чистой, как и Абсолютное Сознание и наполненной Сат-Чит-Анандой. Но аханкара (оболочка эго) искажает восприятие Душой картинывнешнего мира, делает её фрагментарной.Ведь часть никогда не сможет понять целое полностью и без искажений.

Таким образом, Душа вселяется в скафандр физического тела, которой ей просто необходим. Без него нематериальная «тонкая» Душа не может существовать в материальном «грубом» мире. При этом, нарушается целостность Сознания Души. Оно становится фрагментарным, «распадается» на три составляющие:

  • Саттва – чистое неискаженное сознание. Благость, чистота, гармония. То, что удалось сохранить от «Чит»-состояния (безграничное сознание, понимание всего и вся).
  • Раджас – частично искажённое страстями сознание. Возбуждение, гиперактивность, демонстративность, стремление к «дешёвому» успеху, материальному благополучию, жажда быть «самым-самым», готовность «идти по трупам» ради достижения цели.
  • Тамас – полностью искажённое невежеством сознание. Инертность, бесцельность, эгоизм, прозябание, «болото». Узкие интересы, животные инстинкты: еда, сон, секс, алкоголь, наркотики, примитивные развлечения и т.п.

Сознание каждого из нас обязательно имеет все эти три качества: Саттва, Раджас и Тамас. Но количественно они будут выражены по-разному. Именно это количественное соотношение Саттвы, Раджаса и Тамаса, наряду с соотношением «телесных» дош: Вата-доши, Питта-доши и Капха-дошии формирует нашу уникальную неповторимую личность.

К сожалению, у подавляющего большинства людей Раджас и Тамас преобладают над Саттвой и это сильно искажает их представление об окружающем мире, о своём месте в нём, и проявляется в негативном поведении, которое запускает механизм развития болезни (патогенез) и, по сути, является причиной развития болезни.

Исторически в Аюрведе принято выделять три основные причины развития болезни:

  • Осознанное преступление против мудрости (прагья-апарадха).
  • Негармоничное использование чувств (асатмья-индрияартха-самйог).
  • Неуважение времени (кала-паринама).

Рассмотрим эти причины более подробно.

 

 

 

                                                    Осознанное преступление против мудрости  (прагья-апарадха)

Это главная причина развития всех заболеваний. Термин «прагья-апарадха» состоит из двух санскритских слов: «прагья» - означает «осознание, мудрость, учёность, понимание», а слово «апарадха» - «преступление, оскорбление». И в целом этот термин «прагья-апарадха» означает: «осознанное преступление против мудрости».

Этот загадочный санскритский термин имеет очень простой, понятный и, к сожалению, всем нам знакомый смысл. Подавляющее число болезней вызываются нашими некорректными действиями, которые мы совершаем, зная об их негативных последствиях, например:

  • Знали, но не помыли руки перед едой – дизентерия.
  • Знали, но не надели шарф и шапку зимой – простуда.
  • Знали, но не надели защиту на катке – травма.
  • Знали, но плохо ухаживали за зубами – кариес.

Этот список можно продолжать до бесконечности. Каждый из нас найдёт с десяток таких примеров из собственной жизни.

Причём, парадоксально то, что единичное «преступление против мудрости», как правило, не вызывает суровое наказание в виде болезни. А вот систематическое нарушение жизненных правил, негативные стереотипы поведения совершенно предсказуемо приводят к суровым последствиям.

Возникает ощущение, что Судьба, Провидение или наш Ангел-хранитель делают всё возможное, чтобы мы избежали санкции. Но, даже они пасуют перед нашим упорством навредить себе.

Причиной такого поведения являются, так называемые, «анартхи», что на санскрите означает «враги ума»или негативные умственные установки, сформированные вредные привычки, негативные стереотипы поведения.

К сожалению, каждый из нас имеет склонность к определённым «анартхам», вредным привычкам. В некоторой степени это определяется нашей врождённой предрасположенностью (Пракрити) и приобретённой предрасположенностью (Викрити), например:

  • Люди с дисбалансом Вата-доши будут предрасположены к поспешным, необдуманным поступкам, порывистым действиям, бессистемности, трудности в принятии решений, беспокойстве и тревоге, «голом» энтузиазме и др.
  • Люди с дисбалансом Питта-доши будут склонны к крайностям, самонадеянны, раздражительны и гневливы, язвительны и конфликтны, могут предпочесть простые и решительные действия, не всегда соответствующие сложности задач и др.
  • Люди с дисбалансом Капха-доши будут предрасположены к излишней консервативности, инертности, накопительству, лености, невмешательству и нейтралитету.

Ещё и поэтому очень важно уделять внимание своей аюрведической конституции, гармонизировать свои доши, не допускать возникновения их дисбалансов. Но, об этом мы ещё будем говорить в последующих публикациях.

 

 

 

                                                        Негармоничное использование чувств (асатмья-индрияртха-самйог)

Следующая важная причина развития болезней на санскрите называется «асатмья-индрияартха-самйог». Разберём значение этого сложного словосочетания, где:

  • «Сатмья» - означает «стабильность», а «асатмья» - не стабильность.
  • «Индрия» - означает «чувства» (мы уже знакомы с этим термином по предыдущим статьям).
  • «Артха» - означает «деятельность, функционирование, использование органов».
  • «Самйог» - означает «взаимодействие с внешними объектами».

И в целом, этот термин означает «нестабильное или негармоничное использование органов чувств в восприятии внешних объектов» или для краткости: «негармоничное использование чувств».

Мы уже говорили ранее о важности наших органов чувств. Мы сравнивали их с окошками, иллюминаторами, через которые наша Душа воспринимает окружающий материальный мир, находясь в скафандре физического тела.

Чувства предоставляют Душе важнейшую исходную информацию для принятия решений, выработки линии поведения, совершения поступков. И чистота или незамутненность этих окошек (чувств) будет определять объективность этой информации и, соответственно, адекватность нашего восприятия себя и окружающего мира, наших действий и взаимоотношений с другими существами.

В Аюрведе принято выделять два вида негармоничного использования чувств: количественное и качественное.

В свою очередь количественное негармоничное использование чувств может проявляться в двух вариантах:

  • Избыточный контакт чувств с объектами: слишком громкая музыка и яркий свет на дискотеке; избыток пряностей в пище; переедание; слишком сильные запахи; слишком сильный и грубый массаж и т.п.
  • Недостаточный контакт чувств с объектами: чтение при плохом освещении; недоедание; слишком пресная безвкусная пища; распознавание тихой речи; слабый и неэффективный массаж и т.п.

Количественные нарушения использования чувств отрегулировать относительно несложно: где-то убавить, где-то прибавить. Гораздо большую проблему представляют собой качественные нарушения использования чувств.

Качественное нарушение использования чувств – это когда чувства используются не по назначению, когда они контактируют с негодными объектами. Дословно это называется «извращённое использование чувств», например:

  • Негативная речь: сплетни, сквернословие, необъективная критика, ложь и т.п.
  • Резкие неприятные звуки, какофония.
  • Пошлые, похабные рисунки, фотографии, видео.
  • Неприятные запахи.
  • Пища, не соответствующая конституции и сезону.
  • Неправильная техника массажа (телесно-ориентированных процедур), не учитывающая имеющиеся противопоказания.

Таким образом, наши чувства (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) – это окошки, через которые «вирусы» болезней могут проникнуть в нас и повредить наше физическое тело (hard - скафандр) и психику (soft - программное управление).

 

 

 

 

 

                                        Неуважение времени (кала-паринама)

Все процессы в организме человека строго синхронизированы во времени: возбуждение – торможение нервной системы, вдох – выдох дыхательной системы, сокращение – расслабление сердечной мышцы, открытие – закрытие сфинктеров желудочно-кишечного тракта, сон - бодрствование и т.п.

Но, как мы уже говорили, Аюрведа – это холистическая (целостная) медицинская система. И она усматривает не только целостность организма как единой системы органов, но и связь человека, его внутреннего микрокосма с окружающим миром, внешним макрокосмом.

И в соответствии с этим пониманием, все психические и физиологические процессы в организме человека также синхронизированы с природными биоритмами: историческими циклами (сатья-юга, двапара-юга, трета-юга, кали-юга), возрастом человека (детство, зрелость, старость), временем года (весна, лето, осень, зима), временем суток (день, ночь).

Именно поэтому очень важно выстраивать свой образ жизни в соответствии с природными биоритмами: вовремя ложиться спать, вовремя пробуждаться, вовремя принимать пищу, вовремя работать и отдыхать и т.п. У известного аюрведиста Дипака Чопры есть на этот счёт замечательное высказывание: «лучше плыть по волнам природы, чем бороться с ними».

Современный человек, царь-природы, опьянённый своими победами над пространством природы, пытается одолеть и её время. Но, многорукая богиня времени Кали непреклонна и за такое неуважение времени (на санскрите «кала»), она отвечает многочисленными разрушительными болезнями, которые в конечном счёте приводят человека к смерти (одно из значений слова «кали»).

                                                                      продолжение следует...
Есть вопросы?
Мы готовы на них ответить!