Тонкое строение человека

22 апреля 2020

Сегодня мы начнем говорить о метафизике строения человека и о ведическом взгляде на этот непростой вопрос. Этот материал подводит определённую черту под нашими предыдущими публикациями и показывает, что вся философия этого мира, все смыслы человеческой жизни проявляются в строении человека, как в зеркале.

С самого рождения мы воспринимаем окружающий мир и самих себя при помощи собственных органов чувств. По мере взросления наши чувственные впечатления, наш личный опыт восприятия самих себя дополняется абстрактными знаниями, полученными из внешних источников – от родителей, учителей, книг, интернета и т.п.
И каждый человек, вне зависимости от его интеллектуального уровня, сознательно или подсознательно ищет ответ на так называемый «вечный» вопрос - Кто Я? Ответ на этот вопрос – это система координат, которая упорядочивает нашу жизнь, помогает принимать верные судьбоносные решения на жизненных изломах.
Этот вопрос важен ещё и потому, что ответ на него не только сфокусирован на самом себе, но и подразумевает и более широкий взгляд на реальность – кто я, кем и чем я являюсь, и кем и чем я не являюсь? И где проходит граница, отделяющая меня от внешнего мира (и есть ли она вообще)?
Кто-то сознательно ищет ответ на этот вопрос, следуя путём постижения знания: изучает философию, психологию, медицину и другие науки. Кто-то обращается к своему чувственному опыту самопознания: медитациям и другим духовным практикам. А кто-то, казалось бы, и слов таких не знает. Но и у этого человека формируется подсознательный ответ на вопрос - кто я.
Наше самоосознание меняется на протяжении всей нашей жизни: с накоплением личного жизненного опыта, с ростом нашего образовательного уровня. Но, это знание всегда будет неполным без важной и заключительной главы нашей жизни – опыта умирания, перехода от жизни к смерти.
Восполнить эти пробелы в познании себя помогает ведическая духовная традиция. Древние просветлённые мудрецы («риши», санскрит) посредством духовной практики и аскез (самоограничений) достигли высочайшего уровня сознания и чистоты восприятия. Это позволило им «подключаться к вселенскому информационному банку данных» и «скачивать» информацию, раскрывающую тайны мироздания и строения человека. Обратимся же к их опыту и знаниям. 
 

Модели метафизического строения человека
 

Наши органы чувств, наш жизненный опыт и наши знания говорят о том, что есть - я, и что есть – не я или внешний - по отношению ко мне – мир. Кроме того, и я, и внешний мир имеют какую-то структуру. 
И есть элементы этой структуры, которые я ощущаю своими органами чувств или приборами, усиливающими возможности моих органов чувств. Их принято называть физическим или материальным миром. Иначе говоря, это то, что можно увидеть и потрогать.
А есть элементы этой структуры, которые я не ощущаю своими органами чувств или приборами. Их принято называть метафизическим или тонкоматериальным миром. Это то, что нельзя увидеть и потрогать.

Двухмерная модель человека


Таким образом, самая первая и самая простая модель человека – двухмерная, согласно которой, человек состоит из грубого физического тела и тонкого метафизического тела.
Грубое физическое тело – позволяет человеку находиться в проявленном материальном мире и взаимодействовать с ним. А тонкое метафизическое тело позволяет человеку чувствовать и осознавать окружающий мир и собственное грубое физическое тело и управлять его действиями.
 Проиллюстрировать двухмерную модель человека можно в виде акванавта в батискафе. Батискаф (грубое физическое тело) позволяет акванавту (тонкое метафизическое тело) находиться глубоко на дне мирового океана и вести какую-либо деятельность, например, при помощи манипулятора взять пробы грунта (окружающий мир). При этом, акванавт (тонкое метафизическое тело) контролирует и управляет батискафом (грубое физическое тело).

Трехмерная модель человека

Усложним нашу двухмерную модель человека, дополнив её ещё одним измерением. Получится трехмерная модель человека, которая содержит следующие элементы:
•    Грубое физическое тело – физическая составляющая человека (символически – это Земля).
•    Ум (манос) – ментальная составляющая человека (символически – это Луна).
•    Сущность (сознание, душа) – духовная составляющая (символически – это Солнце).
В этой модели: Луна (ум, манос) отражает, транслирует солнечный свет Сущности (сознания, души) на Землю (физическое тело). 
Иначе говоря, наш акванавт начал обретать собственную структуру. Сущность (сознание, душа) – это, собственно, и есть сам человек – акванавт. А Ум (манос) – это система управления батискафом (грубым физическим телом).

Четырехмерная модель человека

Ещё более усложним нашу трехмерную модель человека, дополнив её ещё одним измерением – сенсорным восприятием себя и окружающего мира посредством органов чувств (рецепторов). В результате, четырехмерная модель человека будет содержать следующие элементы:
•    Грубое физическое тело.
•    Органы чувств (рецепторы).
•    Ум (манос).
•    Сущность (сознание, душа).
Органы чувств (рецепторы) на санскрите называются «индрии». Они связывают наше грубое физическое тело с умом (маносом), делая тело более отзывчивым и управляемым.
В нашем примере с батискафом, Органы чувств (рецепторы) или индрии – это различные датчики и приборы, позволяющие контролировать состояние батискафа (грубого физического тела) и глубин океана (окружающего мира).

Пятимерная модель человека

Наше самоосознание, наше понимание себя ещё более усилиться, если мы дополним четырехмерную модель человека ещё одним измерением – Интеллектом (будхи). Тогда пятимерная модель человека будет содержать следующие элементы:
•    Грубое физическое тело.
•    Органы чувств (рецепторы).
•    Ум (манос).
•    Интеллект (буддхи).
•    Сущность (сознание, душа).
Где Интеллект (буддхи) обеспечивает связь между Умом (маносом) и Сущностью (сознанием, душой).
В нашем примере с батискафом, компоненты модели выглядят так:
•    Грубое физическое тело – это сам батискаф («железо»).
•    Органы чувств (рецепторы) – датчики и приборы – источники информации о техническом состоянии батискафа и внешнего мира (глубина, давление, температура, скорость течения, прозрачность воды и т.п.).
•    Ум (манос) – та часть автоматизированной системы управления (АСУ) батискафом, которая принимает информацию от датчиков и приборов – источников информации о состоянии батискафа и внешнего мира. Далее Ум (манос) собирает, обобщает, систематизирует эту информацию и готовит возможные варианты действий, например, давление стало критическим – надо всплывать.
•    Интеллект (буддхи) – акванавт-пилот, управляющий батискафом. Он анализирует предложенные АСУ (маносом) варианты действий и принимает решение что делать, например, всплывать или нет.
•    Сущность (сознание, душа) – акванавт-исследователь, командир экипажа, возглавляющий исследования с применением батискафа. Он определяет всю программу исследований и эксплуатацию батискафа, например, цели погружений, маршруты, глубины погружений, места забора образцов грунта и т.п.

 

А вообще, классическая пятимерная модель метафизического строения человека приводится в Бхагават-Гите, квинтэссенции ведической духовной мудрости. Это - повозка с путешественником, запряженная пятью лошадями, под управлением возницы, где:
•    Повозка – это грубое физическое тело.
•    Лошади – это органы чувств, рецепторы (индрии: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание).
•    Поводья – это ум (манос).
•    Возница – это интеллект (буддхи).
•    Путешественник – это сущность (сознание, душа).
Эта аллегория имеет глубочайший духовный смысл, который можно сформулировать следующим образом:
•    Я – не есть это тело. Я – не есть эти чувства. Я – не есть эти мысли.
•    Я – Душа, маленькая частичка Единого Сознания / Абсолюта / Бога (выбрать близкое вам). 
•    Душа вечная, которая никогда не рождалась, и никогда не умрет.
•    Душа, которая путешествует из жизни, в жизнь, меняя тела, как износившуюся одежду.
•    И цель этого путешествия – возвращение домой, и восстановление ранее нарушенной связи с Единым Сознанием / Абсолютом / Богом.
Таким образом, главная цель человеческой жизни – стать самим собой, вывести на передний план свою истинную сущность, свою Душу, которая и должна распоряжаться Телом, Чувствами (индриями), Умом (маносом) и Интеллектом (буддхи).
И задача Аюрведы, как «науки о жизни», как инструкции по эксплуатации – предоставить Душе в полное распоряжение: здоровое Тело, чуткие Органы чувств (индрии), острый Ум (манос) и мудрый Интеллект (буддхи).


(продолжение следует)
Александр Семиряжко

 

Есть вопросы?
Мы готовы на них ответить!